Я неслучайно хочу начать свой рассказ о Наталье Ивановне Бычко
именно с цитаты из сообщения пришедшего ей в соцети. Потому что эти слова как нельзя лучше дают ей характеристику.
Наталья Ивановна принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, что они работают «с огоньком”, отдавая делу всего себя…
Педагогическое мастерство Н.И.Бычко невозможно оценить никакими разрядами и квалификациями. Таких педагогов называют «Учитель с большой буквы».
Мы встретились с ней накануне профессионального праздника. Поводом послужила информация о том, что Наталья Ивановна стала лауреатом ежегодного конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности. 28 брянских учителей заявили о себе. И только 8 из них добились награды. Как признается она сама, отважилась подать документы на конкурс только благодаря инициативе директора школы Светланы Александровны Ивановой.
Свой путь в учительский мир она начала после окончания Брянского пединститута, когда пришла работать в родную школу им.А.М.Горького. Татьяна Степановна Еромольева, Валентина Андреевна Щербакова – преподаватели , на которых молодой учительнице хотелось быть похожей. Но огромную роль для ее становления сыграло наставничество Антонины Ивановны Мехедовой, которая буквально взяла Наталью под свое крыло. Все знания и умения девушка впитывала, как губка. Пройдет время, и она сама станет таким же примером для других и так же будет делиться всем, что знает, например, со своей бывшей ученицей Камиллой Зыряновой, которая сейчас учится в в Брянском госуниверситете и собирается стать преподавателем русского языка и литературы.
В августе этого года Наталья Ивановна Бычко отметила педагогический юбилей — 30 лет работы. На вопрос, помнит ли она свой первый урок, начинает оживленно рассказывать:
— Когда я пришла в школу, мне сразу же дали классное руководство в пятом классе и часы в нем. Помню, волновалась очень перед первым сентября. Все репетировала перед зеркалом, как войду, что скажу. Волнуюсь ли перед уроками сейчас? Конечно, а как же иначе? Ведь надо постараться, чтобы дети тебя слушали, чтобы вышли с занятия с желанием узнать что-то большее…
Тем бывшим пятиклассникам уже по 40 лет. Но они до сих пор поздравляют свою Наталью Ивановну с праздниками. Да и она сама знает много об учениках, которых за ее педагогическую карьеру уже немало. Говорит о них с гордостью.
Это же насколько надо любить свой предмет, чтобы дети тебе поверили и пошли за тобой! Именно учительнице русского языка и литературы Бычко принадлежит идея создания в школе поэтического клуба «Лира», известного в свое время на весь район. Он просуществовал более десяти лет. На его занятиях ребята готовились к литературным вечерам, вместе с педагогами обсуждали и писали сценарии, встречались с поэтами-земляками, изучали их творчество. Сами участники клуба тоже писали стихи. А когда на уроках литературы в старших классах начали изучать творчество И. Бродского — стихи постоянно звучали на заседаниях клуба. Кстати, творчество Бродского –литературная любовь Натальи Ивановны. Об этом поэте может много рассказать и ее супруг, Евгений Викторович Марченков, также работающий учителем русского языка и литературы в этой школе.
Что же ближе преподавателю-словеснику Наталье Бычко – русский или ли-тература, задаю я вопрос. Немного подумав, она отвечает, что литература. Но и родной язык преподает с полной отдачей. Неслучайно, средний балл выпускников на ЕГЭ составляет 71 процент. И «стобалльников» тоже очень много. Например, та же Камилла, набравшая в 2018 году по этим двум предметам по 100 баллов.
Я продолжаю блиц-опрос: проза или поэзия? « Прозу я, конечно, люблю. Я вообще очень люблю читать, но поэзия мне ближе»,- отвечает Наталья Ивановна. На вопрос, как же можно современных детей заставить учить стихи или, например, увлечь творчеством Владимира Маяковского, получаю неожиданный ответ.
Оказывается, современные школьники очень хорошо знакомы с поэзией. Так как сейчас у всех есть телефоны, то процесс изучения стал быстрее. Можно и стихи прочитать,и художественное чтение в исполнении артистов увидеть. Прогресс! А старшеклассники так вообще любят подискутировать по этому поводу, так сказать поспорить с поэтами.
В ее жизни школа занимает огромное пространство. Причем сама Наталья Ивановна считает, что так и должно быть, если отдавать любимому делу всю себя. « Я никогда не устаю от детей, — замечает она.- Для меня любить детей и любить учить детей –это одно и то же. И самая большая радость – знания учеников, их воспитанность и человечность. На своих уроках я никогда не повышаю голос. Если ребенок не хочет слушать, крики не помогут. Надо постараться его увлечь. Надо так объяснить свой предмет, чтобы он захотел самостоятельно еще что-то узнать. Конечно, удается это не всегда. Но я не огорчаюсь. Значит, надо пробовать новые методы и формы».