«Едины парус и душа…»

23 июля 2021

 Как-то раз на мой номер в WhatsApp  одна знакомая «скинула» несколько фотографий  удивительно красивых парусников. Я восхитилась: откуда такая красота, неужели в нашем городе? Как оказалось, да…

Что может связывать механика Карачевского  ДРСУч  с  морской стихией? А вот может — в свободное время  Виталий Николаевич Марченков  собирает модели настоящих кораблей. Увлечение это возникло не вчера, а достаточно давно, почти 20 лет назад. Как-то в 1990 году он гостил у своего брата в Нижневартовске, и его сынишке на день рождения подарили набор для изготовления парусника. По сегодняшним меркам, набор был несколько примитивным, с пластиковыми деталями, но все равно было интересно.

 — Попробовал собрать, и мне это дело понравилось,- говорит Виталий Николаевич. — С тех пор захотелось заняться моделированием. Началось все как-то спонтанно: в нашем киоске, который раньше находился около автовокзала, увидел первый номер издания «DeAgostini» сразу с двумя моделями парусников. И как раз были новогодние каникулы 2003 года, времени свободного много, вот и решил заняться парусниками.

Журнал тогда  купил. Но оказалось, что для сборки только одного парусника надо 100-150 номеров журнала «DeAgostini», а в год их приходит около 50. Получается, что собирать один парусник надо минимум три года! Этого киоска давно уж  нет, и теперь журналы Виталий ежемесячно заказывает по интернету, а присылают их по почте.

Постепенно начинающий моделист втянулся, иногда собирал даже по три модели одновременно. Сейчас Виталий Николаевич собирает «серьезные» модели, не пластиковые. Когда я их увидела, просто ахнула. Сказать — красиво, значит, не сказать ничего. Во- первых, впечатляет размер — это не те «модельки», которые  мы привыкли видеть в виде сувениров  на морских побережьях. Здесь полный аналог настоящих парусников, только в уменьшенном размере — от 80 до 110 см в длину, высота с мачтами достигает  90 см.

— Мой самый первый парусник был «Черная  жемчужина» из фильма  «Пираты Карибского моря», — рассказывает Виталий Николаевич. — А совсем недавно закончил линкор «Севастополь». Это почти современная модель, созданная  после  Великой Отечественной войны. Но признаюсь, мне  все же   нравятся парусники, хотя с линкором работы было побольше, так как там по масштабу очень мелкие детали, в три раза меньше, чем на парусниках. Это очень тонкая работа. А в парусниках мне интересно наводить такелаж, паруса  натягивать… По времени получается, конечно, не быстро (все подогнать, подточить), требуется терпение, но оно того стоит.

Четыре номера журналов приходят ежемесячно, в каждом — материалы, чертежи, инструкции, в общем, всё необходимое для сборки модели  корабля.  Но это только 1/40 часть модели, т.е. почти ничего. В первый месяц работы, например, собирается остов корабля, киль, шпангоуты, палубный настил, затем черновая и чистовая обшивка корпуса (обклеивается очень-очень узенькими рейками). Потом все зачищается, шпаклюется, грунтуется и красится (краска специальная акриловая, для моделизма). Затем устанавливаются мелкие детали: пушки, шлюпки, палубные надстройки, фигурки моряков, после начинается сборка и установка мачт. Окончательно —  это такелаж, т.е. полное управление парусами, чтобы они поворачивались, складывались, при этом каждая нить делает свою определенную операцию. А этих нитей до 1000 штук! А сколько специальных узелков – можно сбиться со счета. Как объяснил Виталий Николаевич, самая сложная работа  именно с узелками. Бывают специальные узелки, например, на веревочный трап (называется выбленка на вантах). Это такая поперечная ступенька на продольных веревочных растяжках. И здесь не просто завязать нить, а нужен специальный морской узел.

— И хоть я моряком не был, но узлы вязать умею. Технологию сборки уже знаю, можно даже не смотреть на схемы, — смеется мастер.

Весь такелаж похож на паутину, нити очень маленького диаметра. Для растяжки на мачты, например, они должны быть 0,5 мм или даже 0,15 мм, для  якорей чуть потолще — 2 мм.

А вот инструменты в набор не входят, их приобретают в специальном магазине для моделизма, есть такой в Брянске. Отмечу, что для такого    увлечения  оказались  необходимы  знания  геометрии,  черчения и математики, а также различные  кисточки, лак для древесины, клей,   надфиля, ножи, резцы, сверло (самые «ходовые» — 0,5 или 0,75 мм),    миниатюрный  пинцетик и пр. И все это очень маленького размера, в ход идут даже ватные палочки и зубочистки. Поэтому мастеру приходится  работать с увеличительным стеклом, так как сделать это невооруженным глазом практически невозможно. Судите сами: вот фигурки командного состава и моряков размером… в 1 см. Представили? А теперь представьте, какого размера  у них глаза, рот, пуговки на кителе, ремень, околыш на бескозырке и пр. И все это надо аккуратно раскрасить.

Показал мне Виталий Николаевич и маленькую шлюпку с веслами, принадлежность одного из парусников. Всего-то 10 см, а делал ее больше двух лет! Увидела я также и крышки портов — это люки пушечных отверстий. Очень кропотливая работа, чтобы их собрать, надо много всяких маленьких петель, крючочков и др. Посмотрела и на лафет пушки, собранный из этих малюсеньких деталек. Удивление и восторг! Все как натуральное, только очень маленькое. Модели кораблей изготавливаются из различных материалов: металла, пластика, дерева (береза, ольха, красное дерево, редкий вид — сапель). А вот паруса — только из настоящей парусины, все — как положено. И это, скажу я вам, уже не просто модели, а настоящее произведение искусства. Поэтому они требуют особой сохранности и бережного отношения.

— Пыль — такая штука, как ни вытирай, все равно есть, — рассказывает Виталий Николаевич. — Для парусов  это очень плохо, да и вытереть ее там сложно. Поэтому заказываю специальные стеклянные короба, герметически закрытые. Здесь и хороший обзор с подсветкой для демонстрации, и сохранность от повреждений, особенно от… кошек.

Да, в семье Марченковых есть две красавицы — любимицы: кошки Муся и Пуся, одна из которых тут же запрыгнула к хозяину на колени, как бы подтверждая правоту его слов. И хотя  Муся с Пусей являются обладательницами  шикарного многоуровневого кошачьего дворца (отмечу, сделанного руками Виталия Николаевича), парусники для них представляют не меньший  интерес. Всего у  В.Н. Марченкова  на  данный  момент  шесть моделей — это парусники «Черная  жемчужина», «Повелитель  морей», «Баунти», барк  «Седов», императорская  яхта «Штандарт», линкор  «Севастополь»,  седьмая — в разработке.

Любое хобби влечет за собой  дополнительные знания. Так и здесь — собирая каждую модель, можно многое узнать не только об устройстве корабля, но и о том времени, когда он бороздил моря, ведь каждый  корабль  несёт в себе частичку истории. И когда ты держишь в руках прекрасный парусник, то почти чувствуешь запах солёного воздуха, брызги воды, качающуюся под ногами палубу, представляешь людей на палубе: кто они? Может, царь Петр I или капитан  Нельсон…

Подробно читайте  в «Заре» от 23 июля.

ЕЛЕНА БАРАНОВА.

 

 

 

Еще по теме:

17 сентября 2021, 22:00
Карачевцы голосуют активно
17 сентября 2021, 16:22
Все честно и прозрачно
Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Картина дня
17 сентября 2021, 22:00

Карачевцы голосуют активно

Первый день голосования показал, что все 36 избирательных участков работали слаженно, в правовом режиме, соблюдая санитарно-эпидемиологическую безопасность. (далее…)

17 сентября 2021, 16:22

Все честно и прозрачно

На избирательном участке  № 439 в Карачевском МФЦ на входе в здание всех избирателей встречает наблюдатель от колл-центра Кирилл Андреевич Жиляев. (далее…)

17 сентября 2021, 16:05

Есть время для принятия решения

На избирательном участке № в районном Доме культуры комиссии скучать не приходится. (далее…)

17 сентября 2021, 15:49

«Голосовать 3 дня – это правильно»

На избирательном участке № 448 в здании Карачевской ветлечебницы голосование проходит с хорошей активностью. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in