В карачевской Хацуни прошел траурный митинг
Мемориальный комплекс «Хацунь». Ежегодно 25 октября здесь проходят мероприятия, посвященные памяти невинных жертв, погибших от рук фашистских оккупантов. Но сегодня, 22 марта, на этом священном месте прошел траурный митинг, на котором вспоминали жуткую карательную операцию в белорусской деревне Хатынь.
Ровно 80 лет назад, 22 марта 1943 года, там заживо сожгли и расстреляли 149 мирных жителей, из них 75 детей. У этих скромных по масштабу населенных пунктов, получивших мировую известность, созвучные названия, схожая судьба…
Организаторы памятного мероприятия — белорусское землячество Брянщины совместно с администрацией Карачевского района.
Председатель белорусского землячества Николай Иванович Голосов отметил, что места, где произошли трагические события, давно стали священными для потомков, назиданием на многие и многие поколения. Он обратился к ученикам брянских школ, приехавшим на митинг: передайте своим детям, детям своих детей, что эти преступления забывать нельзя, подобные изуверства должны быть подвергнуты суровому справедливому суду! Ход Великой Отечественной войны давно поделил ее участников на героев и антигероев, и эти понятия ни в коем случае нельзя сопоставлять и тем более подменять. А ведь многие пытаются все переиначить, переписать Великую историю заново…
Глава администрации Карачевского района Леонид Васильевич Филин высказал мысль о том, что наравне с немецкими солдатами на советской земле во время Великой Отечественной войны зверствовали бандеровцы и другие банды, пропитанные фашистской пропагандой. Именно они упивались возможностью безнаказанно казнить, подвергать беззащитных стариков, детей и женщин нечеловеческим испытаниям. К великому сожалению, этот ядовитый сорняк дал обильные всходы. Современные последыши нацистов также способны предавать, растлевать сознание, наносить удары в спину…Для борьбы с новым поколением нелюдей сейчас важно объединиться всем народам. Необходимо дать достойный отпор врагу. Другого выхода для спасения Родины нет.
В свою очередь главный редактор Григорий Владимирович Кожурин поблагодарил Николая Ивановича за инициативу в проведении памятной даты, а Леонида Васильевича Филина за трепетное отношение к памятникам, к человеческой памяти. Он напомнил, что, будучи директором мемориального комплекса «Партизанского поляна», именно Леонид Васильевич стал инициатором масштабной реконструкции, тем самым придав историческому объекту более высокий статус.
По традиции — минута молчания, возложение цветов, фото на память. А еще белорусская делегация набрала капсулу с землей, которая будет высыпана на мемориальном комплексе «Хатынь». Действительно, эти священные места связаны похожей судьбой и нашей братской памятью.
Оксана СОКОЛОВА
НАША СПРАВКА:
22 марта 1943 года в белорусской деревне Хатынь произошла страшная трагедия. Туда вошел 118 батальон охранной полиции и окружил территорию. Все население от мала до велика — стариков, женщин, детей выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — удалось скрыться от гитлеровцев.
ТОГДА ГИТЛЕРОВЦЫ УБИЛИ В ХАТЫНИ 149 ЧЕЛОВЕК ИЗ НИХ 75 ДЕТЕЙ!
Кто палачи? Интересные факты.
Оказывается, село Хатынь в Беларуси уничтожили не немцы, а специальная зондеркоманда (118-й полицейский батальон), которая состояла в подавляющем большинстве из полицаев-украинцев. Командовал батальоном бывший польский майор Смовский, начальник штаба — бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командир взвода — бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко. Немецким «шефом» 118-го вспомогательного батальона был майор полиции Эрих Кернер.
Руководил карательной операцией Григорий Васюра. Причём после войны он скрыл факт своей службы в полиции и СС и даже стал …директором по хозяйственной части совхоза «Великодымерский» (Украина). В 1984 году был награждён медалью «Ветеран труда», стал почётным курсантом Киевского военного училища связи имени Калинина и не раз выступал перед молодёжью в образе фронтовика-связиста.
В 1985 году Васюра, как ветеран боевых действий, потребовал себе Орден Отечественной войны. В архивах специалисты нашли только факт, что Васюра пропал без вести в июне 1941 года, но дальнейшие поиски заставили пересмотреть и некоторые результаты допроса Василия Мелешко (бывшего сослуживца Васюры), расстрелянного в 1975 году за сотрудничество с оккупантами и участие в сожжении деревни Хатынь. В ноябре 1986 года Васюра был арестован, было возбуждено уголовное дело «по вновь открывшимся обстоятельствам». По крупицам были собраны показания 26 свидетелей, суд носил закрытый характер. Васюра свою вину отрицал. 26 декабря 1986 года трибунал Белорусского военного округа под руководством судьи Виктора Глазкова приговорил Григория Никитовича Васюру, как пособника немецко-фашистских захватчиков, к смертной казни через расстрел.
Причины карательной операции
Трагическая история белорусской деревни Хатынь, к тому времени уже полтора года находившейся в зоне немецкой оккупации, началась 21 марта 1943 года, когда в ней заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. Утром 22 марта группа партизан специально повредила линию связи фашистов. На ликвидацию неполадок отправилось подразделение 118-го полицейского охранного батальона. Здесь полицаи угодили в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». Среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вельке. Надо заметить, что этот офицер, несмотря на сравнительно невысокий чин, был хорошо известен Гитлеру и пользовался его особым покровительством. Дело в том, что в 1936 году он стал победителем Олимпийских игр в соревнованиях по толканию ядра.
Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни. Война на территории оккупированной Белоруссии в тот период велась главным образом партизанскими отрядами, пользовавшимися поддержкой местного населения, которое давало им временное укрытие и снабжало продовольствием. Зная об этом, каратели вечером того же дня окружили деревню.
Выжившие после трагедии
Спастись тогда удалось двум девушкам — Марии Федорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета (позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли). Сама деревня была уничтожена полностью.
Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой; ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим — Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу — также удалось скрыться от нацистов.
Антон Барановский никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. В декабре 1969 года — через 5 месяцев после открытия мемориального комплекса — Антон погиб при невыясненных обстоятельствах.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» — «Непокоренный».