Если предначертано судьбой…

05 октября 2018

Беседуя с учителем русского языка и литературы школы  имени А.М.Горького Натальей  Ивановной  Бычко, постоянно  испытывала  одно  желание — снова  пойти в школу, сесть за парту и присутствовать на ее уроках.   Наверное, потому, что Наталья Ивановна  не просто  обладает обширными знаниями  как преподаватель,

 

не просто знает все о  школьной программе  и своем предмете, она — энтузиаст своего дела. Такие учителя не ограничиваются  только сферой своей деятельности, они  выходят за ее рамки, они  интересны и как собеседники…

Наталья Ивановна, почему вы выбрали эту профессию, чем она вас привлекла?

Мне кажется, то, что я стану учителем, было предначертано судьбой. Еще моя прабабушка говорила: «Я хочу, чтобы Наташа стала учителем, как мой сын Алексей». Это мой дедушка. Перед самой войной он окончил педучилище в Карачеве, был призван в армию, во время войны служил на Дальнем Востоке и там же всю свою жизнь проработал учителем начальных классов. Очень любил свою профессию, детей. Приезжая к нам, много рассказывал о школе. Вот эти рассказы запали мне в душу, и я тогда уже решила, что стану учителем. Дедушка очень любил литературу, мы с ним много читали, а он задавал мне вопросы о прочитанном. Поэтому после окончания школы имени Горького в 1986 году я выбрала одну из самых гуманных профессий на земле. Кроме того, мне очень повезло — у меня были замечательные, необыкновенные учителя-литераторы, также повлиявшие на мой дальнейший путь. Это Татьяна Степановна Ермольева, Валентина Андреевна Щербакова, Антонина Ивановна  Мехедова.  Из их методик  многое взяла для себя. Когда я пришла работать в школу, Антонина Ивановна стала моим наставником. Благодаря ей  я выросла как учитель. Еще –  Нина Ивановна Муратова. Она работала завучем и «вела» нас, молодых педагогов: постоянно присутствовала на наших уроках, подсказывала, обучала методике преподавания. И если Антонина Ивановна учила меня больше литературе, то Нина Ивановна – правилам построения уроков русского языка, что очень важно, поскольку государственный язык у нас русский, и мы должны владеть им в совершенстве.

— Как вы считаете, нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать учителем русского языка и литературы?

Конечно, нужны. В первую очередь, это любовь к детям, школе, потому что школа – особое государство со своими законами. Учитель должен привить интерес к своему предмету, а это не так уж и легко, выявить способности учеников, которых много и все разные. Мне повезло, у меня были  такие ученики, которые не только хорошо писали сочинения, читали стихи, прозу, но и побеждали на различных творческих конкурсах, олимпиадах. За свою педагогическую деятельность, а это уже 28 лет, я могу насчитать более двух десятков таких учеников. И вот их видишь сразу, с пятого класса.

Еще могу отметить такое немаловажное качество, как знание языка, языковое чутье. Если этого нет, учителем русского языка быть нельзя. Кроме того, желание постоянно самосовершенствоваться, постигать язык, много читать, в том числе, современную литературу. Вы знаете, ведь бывает и такое, что ученик прочитал больше тебя. Он это уже знает, а ты еще нет.  И ребенок советует тебе, учителю, это почитать. Это великолепно! Дети мотивируют тебя постигать что-то новое, идти в ногу со временем.

 — Учитель русского языка и литературы – актуальна ли эта профессия?

Несомненно, актуальна, поскольку мы учим детей правильно разговаривать, грамотно излагать свои мысли. Сейчас в нашем образовании практикуется следующее: ученик на своем уровне должен уметь создавать текст как речевое произведение. А это значит, мы должны научить детей логически мыслить, выделять главное, приводить доводы, аргументировать свою точку зрения. В этом – залог успешного обучения  по  всем предметам, в том числе и тем, которые связаны с новейшими достижениями науки и техники.

 

 — С какими классами вам больше  нравится  работать?

 — Всегда люблю брать пятые классы, когда наблюдаешь детей, отслеживаешь их успехи, рост с 5 по 11 классы. Если говорить о программе, то, конечно, в старших классах работать труднее, но интереснее.  У ребят в этом возрасте другое самосознание. И потом, в этом году  у меня были такие выпускники, которые на ЕГЭ по русскому языку и литературе получили высокие баллы. Горжусь результатом  Камиллы Зыряновой, сдавшей литературу на 100 баллов, сейчас она студентка факультета русского языка и литературы Брянского государственного университета. И я уверена, что она будет не просто учитель, а энтузиаст и новатор. Радует, что мои ученики приходят в школу имени Горького ко мне на практику. Уверена,  они станут настоящими профессионалами.

— Необходимы ли нововведения в преподавании вашего предмета?

—  Расскажу о нововведениях, которые у нас уже есть. Четвертый год мы работаем по стандартам второго поколения. Это новая программа, новые учебники, требования…  Теперь учителю рекомендуется не рассказывать все самому, например, о жизни и творчестве писателя или поэта, как это было раньше. Дети должны сами найти информацию, поделиться ею с учителем, с другими учениками и, возможно, сделать презентацию, подготовить вопросы, задания. То есть, учащиеся  должны самостоятельно  научиться  постигать предмет под руководством учителя. Так, например, на уроках русского языка важно не давать готовые правила, а дать возможность детям на практических примерах вывести эти правила самим. Трудно, но ребят это заставляет думать.

Кроме того, мы много лет  используем в работе технологию дифференцированного обучения, то есть задания даются не всем одинаковые, а исходя из уровня сложности и степени подготовленности ученика. Есть еще интересные технологии, такие, как кейс-метод, который предполагает, что сильный ученик или учитель готовит специальные задания каждой группе учащихся. Например, одной группе — найти в стихотворении все изобразительные средства языка, другой — провести смысловой анализ, третьей написать небольшое сочинение-миниатюру. При этом  в каждой группе есть  и слабые, и сильные учащиеся, которые направляют работу команды, совещаются, размышляют. Даже цели урока сейчас дети ставят сами, отвечая на вопрос, в чем мы должны разобраться и где возможно практическое применение полученных знаний?  Бывает и такое, когда учитель экспериментирует, творит, ставит проблемные задачи, включает детей в обсуждение, в дискуссию. Это очень важно, ведь современное поколение, привыкшее к общению в социальных сетях, отстает в формировании грамотной устной, импровизированной речи. Вот почему министерство просвещения ввело устную часть в рамках государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.

— Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание  историка  Василия Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».

Полностью согласна! Когда ты идешь в педагогический университет, то любовь к детям, желание работать в школе должны быть на первом месте. Не каждый может быть учителем, не каждый…  Это призвание.  Ведь бывает и так, что учитель силен в своем предмете, грамотен, но равнодушен к детям и  профессии.  Это называется «урокодатель».  Такие учителя, к сожалению, есть, но есть и другие – педагоги, которые ведут за собой, пробуждая в учениках их лучшие нравственные качества.
Что ж, определенно можно сказать, что в каждом человеке бьется частичка сердца того учителя, который не только открыл дорогу в мир знаний, но и помог определить цель и смысл жизни.  Ведь недаром говорится, среднего уровня учитель рассказывает, хороший – объясняет, прекрасный –  вдохновляет. И вы поняли, о ком я говорю…(0+)

Е. БАРАНОВА.

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
24 апреля 2024, 15:39

В карачевском селе Трыковка провели экологический субботник «Обелиск»

В преддверии празднования 79-й годовщины Великой Победы, по всей стране проходят экологические субботники по уборке территории около памятников, обелисков, монументов. (далее…)

24 апреля 2024, 14:38

В Карачеве продолжается ямочный ремонт дорог

В этом году весна выдалась стремительной. В начале марта в результате быстрого таяния снега и шедшего несколько дней дождя всюду образовались лужи. (далее…)

24 апреля 2024, 13:44

Заведующая Карачевским детским садом № 7 «Алёнка» О.В.Ладыгина: «Наши бойцы приближают победу России»

Заведующая Карачевским детским садом № 7 «Алёнка» Оксана Владимировна Ладыгина поделилась своим мнением о проведении СВО: (далее…)

24 апреля 2024, 10:13

В Карачевской районной библиотеке прошел литературный вечер, посвящённый участникам СВО

В Карачевской районной библиотеке для учащихся 8-х классов школы №4 имени С.П. Лоскутова прошёл литературный вечер «Герои, воспетые в стихах», посвящённый участникам СВО. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in