«Детское экспериментирование как метод познания мира»
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Я считаю, что в современном обществе, развитие познавательной активности очень важно для наших маленьких детей, поэтому я прилагаю все усилия по созданию всех необходимых условий для этого и считаю, что основой развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, является познавательно-исследовательская деятельность, т. е. экспериментирование.
Я уверена, что детское экспериментирование, среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников, действительно заслуживает особого внимания. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни .Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях , а экспериментирование – одно из лучших средств удовлетворения их любопытства , возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
В процессе работы с детьми, я обратила внимание на то, что, если познавательная активность детей не достаточно высока, то это отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания.
Анализируя свои наблюдения, я сделала для себя вывод о необходимости углубленной работы по развитию познавательной активности детей. Для реализации задуманного я в своей группе «Светлячки» создала все необходимые условия для экспериментирования: оборудован «Центр природы и экспериментальной деятельности», где имеется весь необходимый материал. Уголок включает в себя две зоны – для свободного экспериментирования, и тот, в котором присутствие взрослого обязательно. Уголок экспериментирования все время пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. В группе собрала необходимую теоретическую литературу. В достаточном количестве имеется наглядный материал, пополняю и обновляю дидактические игры. Свою работу строю в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Приобщая детей к поисково-исследовательской деятельности, я знакомлю их с различными объектами живой и неживой природы. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Мне очень нравятся слова психолога Павла Петровича Блонского: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. А этому способствует каждодневный труд по данной теме. Поэтому я организовала кружок «Почемучки» , разработала план кружковой деятельности по экспериментированию. Он включает в себя следующие формы работы с детьми: наблюдения, труд в уголке природы; экскурсии; чтение художественной литературы; беседы; наблюдения на участке; опыты, эксперименты; художественно-продуктивную деятельность; развлечения.
Одна из интересных форм работы с детьми – наблюдения, труд в уголке природы. Мы организовываем огород на подоконнике. Дети с удовольствием сажают лук , сеют огурцы, укроп, помидоры.Ставим в баночки различные веточки деревьев и кустарников, таких как: смородина, береза, тополь, яблоня, черемуха. Дети каждое утро интересовались результатами своего труда. Они даже предложили сами обклеить баночки самоклеющейся красивой бумагой .Таким образом, я включила в экспериментальную деятельность продуктивную и творческую деятельность.
.Мне очень нравится видеть восторженные, удивленные глазки своих малышей, когда я провожу НОД на прогулке. Эти удивительные моменты соприкосновения детской души с миром живых и неживых объектов природы, животного мира. Что может быть прекраснее! Мы с детьми с удовольствием наблюдаем за насекомыми, за дождем, за лужами, за ветром, за снежинками, за тополиным пухом (сравнивали его с птичьим пухом), за инеем, деревьями.
В процессе экспериментирования мне большую помощь оказывает художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить их словарный запас.
.Детям очень нравится творческое экспериментирование. Ведь узнав о свойствах бумаги, дерева , металла, камня, красок, пластилина , они смогли эти знания закрепить в продуктивной деятельности . А это рисование ладошками, рисование пальчиками, и в результате — искренняя радость от проделанной работы!
.Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
— повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей
— речевое развитие
-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).
. Дети моей группы очень любознательны. Они задают много вопросов. Я не стараюсь давать им готовые ответы, а путем объяснений подвожу их к самостоятельному выводу. Если в начале работы у нас это получалось не совсем результативно, то сейчас дети сами, без помощи воспитателя, путем размышлений, стараются понять суть вопроса. Я с уверенностью могу сказать, что у детей повысилась самостоятельность, они сами напоминают мне о правилах безопасности при проведении экспериментов, самостоятельно анализируют результаты опытов, делают выводы. В моей группе для детей проведение экспериментов стало нормой жизни. Я сама все больше убеждаюсь, что экспериментирование — эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Я разработала и реализовала проект «Свойства металла и дерева», который стал обобщающим, итоговым результатом работы с детьми. Свои умения, навыки, они показали на занятии методического объединения для воспитателей нашего района. Дети получили высокие оценки своей деятельности , они смогли реализовать свою исследовательскую активность, проявить свое творчество, тесное взаимодействие взрослый — ребенок, И еще раз подтвердить, что экспериментирование способствует самостоятельному поиску причин, способов действий, творчеству, которые они проявляют сейчас ,в детстве, и которое им пригодится во взрослой жизни.
И как нельзя точнее характеризует исследовательскую деятельность китайское изречение:
« То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!!!» (0+)