«Детское экспериментирование как метод познания мира»

08 декабря 2020

В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Я считаю, что в современном обществе, развитие познавательной активности очень важно для наших маленьких детей, поэтому я прилагаю все усилия по созданию всех необходимых условий для этого  и считаю, что основой  развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, является  познавательно-исследовательская  деятельность, т. е.  экспериментирование.

Я уверена, что детское экспериментирование, среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников,  действительно заслуживает особого внимания. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни .Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях  , а экспериментирование – одно из лучших средств  удовлетворения  их любопытства , возможность  удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

В процессе  работы с детьми, я обратила внимание на то, что,  если  познавательная активность детей не достаточно высока, то это  отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания.

Анализируя  свои наблюдения,  я сделала для себя вывод о необходимости  углубленной работы  по развитию познавательной активности детей. Для реализации задуманного я  в  своей  группе  «Светлячки» создала  все необходимые условия для  экспериментирования: оборудован «Центр природы и экспериментальной деятельности», где имеется весь необходимый материал. Уголок включает в себя две зоны – для свободного экспериментирования, и тот, в котором присутствие взрослого обязательно. Уголок экспериментирования все время пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. В группе собрала необходимую теоретическую литературу. В  достаточном количестве имеется наглядный материал, пополняю и обновляю дидактические игры. Свою работу строю в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.

Приобщая детей к поисково-исследовательской деятельности,  я  знакомлю их с различными объектами живой и неживой природы. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Мне очень нравятся слова  психолога Павла Петровича  Блонского: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать”. А этому способствует каждодневный труд  по данной теме. Поэтому я организовала кружок «Почемучки» , разработала план кружковой деятельности по экспериментированию. Он включает в себя  следующие  формы работы с детьми:  наблюдения, труд в уголке природы;  экскурсии;  чтение художественной литературы; беседы; наблюдения на участке; опыты, эксперименты; художественно-продуктивную деятельность; развлечения.

Одна из интересных форм работы с детьми – наблюдения, труд в уголке природы. Мы организовываем огород на подоконнике. Дети с удовольствием сажают   лук , сеют  огурцы,  укроп, помидоры.Ставим   в баночки различные веточки деревьев и кустарников, таких как: смородина, береза, тополь, яблоня, черемуха. Дети каждое утро интересовались результатами своего труда. Они даже предложили сами обклеить баночки самоклеющейся красивой бумагой .Таким образом, я включила в экспериментальную деятельность продуктивную и творческую деятельность.

.Мне очень нравится видеть восторженные, удивленные глазки своих малышей, когда я провожу НОД на прогулке. Эти удивительные моменты соприкосновения  детской души с миром живых и неживых объектов природы, животного мира. Что может быть прекраснее! Мы  с  детьми с удовольствием наблюдаем за насекомыми, за дождем, за лужами, за ветром, за снежинками, за тополиным пухом (сравнивали его с птичьим пухом), за инеем, деревьями.

В процессе экспериментирования  мне   большую  помощь оказывает  художественное  слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы),  которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить их  словарный запас.

.Детям очень нравится  творческое экспериментирование. Ведь узнав о свойствах бумаги, дерева , металла, камня, красок, пластилина , они смогли эти знания  закрепить  в продуктивной деятельности . А это  рисование ладошками,  рисование пальчиками,  и в результате  —  искренняя радость от проделанной работы!

.Таким образом, результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

— повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей

— речевое развитие

-развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения).

. Дети моей группы очень любознательны. Они задают много вопросов. Я не стараюсь давать им готовые ответы, а путем объяснений подвожу их к самостоятельному выводу. Если в начале работы у нас это получалось не совсем результативно, то сейчас дети сами, без помощи воспитателя, путем размышлений, стараются понять суть вопроса.  Я с уверенностью могу сказать, что у детей повысилась самостоятельность, они сами напоминают мне о правилах безопасности при проведении экспериментов, самостоятельно анализируют результаты опытов, делают выводы. В моей группе для детей проведение экспериментов стало нормой жизни. Я сама все больше убеждаюсь, что экспериментирование —  эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Я разработала и реализовала проект «Свойства металла и дерева», который стал обобщающим, итоговым результатом работы с детьми. Свои умения, навыки, они показали на занятии методического  объединения   для воспитателей нашего района. Дети получили высокие оценки  своей деятельности , они смогли реализовать свою исследовательскую активность, проявить свое творчество, тесное взаимодействие взрослый — ребенок, И еще раз подтвердить, что экспериментирование способствует самостоятельному поиску причин,  способов действий, творчеству, которые они проявляют сейчас ,в детстве, и которое им пригодится во взрослой жизни.

И как нельзя точнее характеризует исследовательскую деятельность китайское  изречение:

« То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!!!» (0+)

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
17 апреля 2024, 10:35

«Крепкая семья- крепкая Россия» — так называлось мероприятие, которое прошло в Карачевском социальном приюте

 В эпоху санкций и беспрецедентного давления на Россию мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

16 апреля 2024, 12:51

Торжественное посвящение в читатели состоялось в районной Карачевской библиотеке

 Стало доброй традицией в начале  весны проводить торжественное посвящение в читатели библиотеки. Вот и в этот раз второклассники средней школы им. А. М. Горького, совсем недавно научившиеся читать, приняли участие в интересноммероприятии, чтобы получить почетное звание Читателя.Знакомство с библиотекой началось с холла, продолжилось в отделахбиблиотеки: в абонементе юные читатели ознакомились с книжным фондом,с правилами пользования библиотекой. Библиотекари в игровой формерассказали ребятам, чего боится книга, как она устроена, как выбирать книгу в библиотеке.У каждого нового читателя в этот торжественный день появитсянастоящий документ – формуляр читателя. Во время мероприятия малыши с удовольствием отвечали на сложные вопросы литературной викторины, решали кроссворд и вспоминалилюбимых героев детских книг.Сказочное путешествие в библиотечный мир, которое было отрыто дляюных читателей через литературные игры и видео-презентации, состоялось ипринесло много радости и пользы. А итогом встречи стало знакомство с любимым не одним поколением детей и взрослых журналом «Мурзилкой», которому в этом году исполнится100 лет.И. Курулёва, заведующая детским отдело (далее…)

16 апреля 2024, 12:05

В Карачевском районе продолжается ямочный ремонт

Ямочный ремонт в нашем районе находится в активной фазе. И сухая погода способствует высокому темпу. С 8 апреля на основании муниципального контракта его проводят работники коммунального хозяйства.

16 апреля 2024, 10:32

О семейных традициях рассказали в Карачевской районной библиотеке

Семья в жизни каждого человека имеет большое значение. А какие же семейные традиции есть? Именно семейным традициям в Карачевской районной библиотеке было посвящено наше мероприятие, на котором присутствовали учащиеся пятогокласса школы им. С.М. Кирова. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить

О сайтеКарта сайта12+ • Поддержка сайта kolibri.bryansk.in