Россия переходит от импортозамещения к технологическому лидерству
АНО «Национальные приоритеты» представила экспертный доклад «Сделано в России: от ...
Писать об учителях — дело особое. Наверное, оттого, что у каждого из нас за плечами свой школьный путь, своя история, навсегда связанная с ним. Лично у меня неделя до сих пор ассоциируется с расписанием в дневнике, а сентябрь — с новым классным журналом, страницы которого только предстоит заполнить.
Выбирая героиню для праздничного материала, я вспомнила о педагоге, с которым была знакома лишь заочно, и решила встретиться с ней, чтобы поговорить об учительском призвании и выборе жизненного пути.
Елена Васильевна Сычева — учитель русского языка и литературы школы №5 им. И.С. Кузнецова — представитель настоящей педагогической династии. Её дедушка, Николай Алексеевич Урвачев, преподавал в этих стенах рисование и черчение. Сама же она — выпускница этой же школы, вернувшаяся в родные пенаты после удивительного профессионального пути.
Её педагогическая биография уникальна: она работала с детьми всех возрастов — «от грудничков до взрослых студентов», как сама с улыбкой говорит. После окончания брянского вуза в 2004 году молодому специалисту без опыта было трудно найти работу по профилю. Старт оказался неожиданным — Дом ребёнка, где директором на тот момент была Вера Александровна Худякова, «человек большой души и образец руководителя». Именно она тактично повела молодого педагога по пути проб и ошибок.
Пять лет Елена Васильевна учила самых маленьких говорить, лепить, познавать мир — и не планировала переходить куда-то, пока случай не вмешался в её судьбу.
На одном из мероприятий её встретила одноклассница Елена Евгеньевна Николаева, которая вместе с директором филиала Ниной Ивановной Фельдман предложила работу по профилю. «Перейти от грудничков сразу к студентам было страшно», — признаётся Елена Васильевна. Но риск оправдался — в филиале её ждала насыщенная работа — преподавание и кураторство. Первую пару — «Русский язык и развитие речи» для второкурсников — она помнит до сих пор: «Увидела этих рослых дядей и немного испугалась». Но справилась — и до сих пор поддерживает связь со многими студентами, а теперь учит и их детей.
Творческое начало, оказывается, проявляется у Елены Васильевны не только в работе с литературой. Она с увлечением занимается рукоделием, осваивая всё самостоятельно. Готовые схемы для вышивки ей неинтересны — гораздо важнее поиск и эксперимент. Своей лучшей работой считает «Ирландскую деревушку» — белое полотно и минимальная схема, а всё остальное рождалось благодаря вкусу и фантазии. После рождения старшего сына Глеба увлеклась вязанием игрушек — и сейчас на окне в её классе стоит трогательная вязаная ученица, созданная руками педагога.
Интересно, что мечтой стать учителем Елена Васильевна загорелась только в 10-м классе, благодаря своему классному руководителю — строгому и требовательному литератору — Нине Григорьевне Юдкиной. И вот, имея за плечами колоссальный опыт, она снова сделала смелый шаг — перешла из вуза в школу, снова последовав совету своей «путеводной звезды» Елены Евгеньевны Николаевой.
На вопрос, строгий ли она учитель, задумывается: «Требовательный — да, справедливый — да. Но при этом любящий своих учеников и всегда готовый пойти им навстречу».
За спиной у Елены Васильевны — надежный тыл дружной семьи. Муж Дмитрий и двое сыновей становятся для нее источником сил и вдохновения. Четвероклассник Глеб уже хорошо осознает границы между школьной и домашней жизнью — в стенах учебного заведения он обращается к маме строго по имени-отчеству, дома же — снова становится просто сыном. А вот его младший брат-первоклассник Кирилл пока путается, по-детски непосредственно называя в школе учителя мамой.
Особое место в её жизни занимает творчество Михаила Булгакова — это писатель, к которому она возвращается постоянно. «Мастер и Маргарита» стала для Елены Васильевны книгой-откровением, открывающей новые смыслы при каждом прочтении.
Беседа с этим педагогом убеждает — настоящее призвание приходит не по плану, а по зову сердца. Её профессиональный путь — свидетельство того, что каждый этап работы с разными возрастами бесценен, а любой ученик — от малыша до студента — оставляет в душе учителя уникальный след, создавая живую летопись педагогического служения.
Е.РЯБОВА,
фото из архива Е. Сычевой
АНО «Национальные приоритеты» представила экспертный доклад «Сделано в России: от ...
Прямая линия с президентом пройдёт 19 декабря. Обращение можно оставить в соцсетях, на сайте ...
веских причин подписаться на газету «Заря» на 2026 год: «Заря» пишет о самом главном — о нашем ...
В преддверии Дня героев Отечества, в читальном зале БГУ в рамках дискуссионной площадки ...
Награду вручила заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова. Об этом сообщила ...
На мероприятии выступили ветераны Великой Отечественной войны, поделившиеся воспоминаниями. Об ...